Интернет помог мне найти материал Зинаиды Ливицкой на сайте «Старая Ялта. Пишем историю вместе». Он, пожалуй, самый подробный из всех. Предполагаю, что она из числа музейных работников Ялтинского краеведческого музея. Спасибо ей за собранный материал. Частично я его дополнила лишь некоторыми моментами на своё усмотрение. Итак…
ФОТОГРАФ ВАСИЛИЙ СОКОРНОВ.
Красоты Крыма привлекали фотографов с самого зарождения жанра фотопейзажа. Сегодня на фоне великолепных ландшафтов и многочисленных дворцов с удовольствием фотографируются отдыхающие, во времена же, когда фотография еще не приобрела столь массового характера, всероссийскую славу имели крымские фотоателье. Без преувеличения самым известным из них было фотоателье Василия Никандровича Сокорнова, видовые открытки которого пользовались огромной популярностью и тысячами разлетались по всей России.
Осенью 1981 г. в Алупке дочь известного врача Д. Г. Иванова, много сделавшего для развития курортов Крыма, Тамара Дмитриевна, передала работникам Ялтинского краеведческого музея документы, книги, фотографии отца разных лет. Автором одного из фотоснимков был Василий Никандрович Сокорнов.
Меня давно интересовала судьба этого некогда известного фотографа. Сказала об этом Тамаре Дмитриевне. В тот же день она привела меня в небольшой дом на улице Ялтинской в Алупке, где прошла долгая трудовая жизнь Сокорнова. В Алупке жила Анна Ивановна Выдрина, которая была близким семье Сокорновых человеком в последние годы жизни хозяев. Я сразу узнала живописные работы Сокорнова, его фотографии…
Но то, что вынула из заветного ящичка Анна Ивановна, ошеломило. Бронзовая медаль Международной универсальной выставки 1900 г. в Париже! На аверсе — символ французской республики: барельефное изображение головки девушки в профиль во фригийском колпаке; на реверсе — аллегорическое изображение творца — победителя и крылатой богини, несущей атрибуты славы — лавровый венок и пальмовую ветвь, ниже — отливка «Sokornoff», фамилия награжденного. Еще одна медаль, русская, она скромнее: «За трудолюбие и искусство от министерства финансов». Яркие дипломы фотовыставок в Петербурге, Киеве, Архангельске…
Кто же такой Сокорнов? Фотограф, художник, жил и работал в Алупке, сделал много фотопейзажей Крыма, его снимки издавались в открытках… Хотелось получить дополнительную информацию. Это заставило меня заняться поиском.
В основе очерка — немногие сохранившиеся документы, воспоминания людей, знавших Сокорнова.
Василий Никандрович родился 27 февраля 1807 г. в селе Васильевское Шуйского уезда Владимирской губернии, в семье крестьян. Начальное образование получил в Лушниковском училище Острогожского уезда Воронежской губернии. В 1887 г. Сокорнов был принят в Академию художеств вольнослушателем по отделу живописи. Одновременно он pаботал ретушером в известной в Петербурге фотографии Пазетти, так как средств на жизнь не хватало; там он и освоил все фотопроцессы. Однажды Пазетти поручил Сокорнову отретушировать и раскрасить большой портрет девочки для выставки в Париже. Портрет имел успех — обладатель фотографии получил золотую медаль. Может быть, тогда Сокорнов понял, что может работать сам…
В Петербурге он заболел, врачи посоветовали поехать в Крым, а Общество поощрения художников выделило средства для лечения.
Так в конце 19 века Сокорнов оказался на южном берегу Крыма, в Алупке.
Поселился он в доме молодой вдовы Стаховской. Деньги, однако, скоро кончились, а лечение надо было продолжать. Чистейший крымский воздух, море и неповторимая природа излечили художника, однако не поправили его финансовые обстоятельства. Попробовал писать этюды в окрестностях Алупки и сдавать их в писчебумажный магазин Девичинского. Но этюды раскупались плохо и доходов не принесли. Вот тогда он вспоминает о фотографии.
В магазинах Ялты, Алупки продавались фотооткрытки зарубежных издательств с видами Крыма, и Сокорнов видел, что снимки можно сделать лучше по качеству, интереснее по композиции. Но нет ни аппарата, ни оборудования… Да и денег нет. Как быть? Решил обратиться к Екатерине Никаноровне Стаховской. Полученные в долг деньги потратил на приобретение необходимого.
И вот днем Сокорнов снимает: Алупку, дворец, горы, лес, море. А ночью печатает. Скоро он подготовил 50 фотопейзажей и отнес их в тот же писчебумажный магазин. Фотографии понравились, но…
-.Дорого. Не пойдут.
В отчаянии он хватает снимки и стремительно идет к выходу. Его неожиданно останавливает голос:
— Господин Сокорнов! Разрешите посмотреть ваши фото.
Он вспыхнул, готов был ответить резко, но сдержался, протянул фотографии хорошо одетому господину. Тот посмотрел их и сразу заплатил 25 рублей за все. Это был князь Ф.Ф. Юсупов-Сумароков-Эльстон-старший, владелец Кореиза и других крымских имений. Девичинский, увидев это, тут же заказал 100 фотографий. Hа следующий день 100 фотопейзажей Алупки и окрестностей были выставлены в магазине. А вечером Девичинский постучал к Сокорнову: «Печатайте еще 300 штук. Ни одной не осталось!». В России начинался бум видовой курортной открытки, отголоски которого слышатся и по сей день.
Разумеется, как художник, Сокорнов. был ограничен рамками общества, в котором жил. Заказчик, потребитель диктовали свои вкусы. Поэтому на снимках Сокорнова — парадная сторона жизни дореволюционного буржуазного курорта: роскошные дворцы, виллы, праздная сытая публика… Беспросветная нищета, голод, болезни — это оставалось за кадром. Может быть, поэтому особенно любил Сокорнов пейзаж…
Скоро с долгами было покончено, а через некоторое время Василий Никандрович женился на Екатерине Никаноровне Стаховской.
К домику пристроили фотомастерскую и фотолабораторию. Началась новая жизнь… Путь к успеху не был легким, бывали дни, когда удавалось снять только один удачный негатив.
Делать пейзажные снимки в то время было нелегко: аппарат был тяжел и громоздок, в отдельном ящике приходилось носить или возить тщательно упакованные стеклянные пластинки и небольшую походную фотолабораторию. С таким вот грузом Сокорнов колесил по Крыму — Ялта, Алупка, Симеиз, Бахчисарай, Севастополь… Работал тщательно. Бывали случаи, когда над одним негативом колдовал целый день. Но работа была в радость: фотопейзаж давал возможность выразить свое отношение к природе, свое восприятие ее удивительных явлений. Это было творчество. Но и живопись он не оставлял: Крым с его ярким светом, теплым воздухом, морем — в картинах и этюдах Сокорнова.
К этому времени эпоха пионеров фотографии, самостоятельно изготовлявших фотопластинки, закончилась – промышленное производство сухих фотопластинок позволило фотохудожникам отвлечься от технической стороны процесса и открыло для них ранее недостижимые творческие горизонты.
Пришло признание. Снимки Сокорнова публиковались в иллюстрированных журналах «Нива», «Солнце России», «Открытое письмо». В 1902 г. журнал «Солнце России» издал альбом фотографий В. Н. Сокорнова «Виды Крыма», который имел успех. Более 20 фотографий Сокорнова послужили иллюстрациями к книге известного плодовода-селекционера Л. П. Симиренко «Крымское промышленное плодоводство», изданной в 1912 году, получившей широкую известность среди садоводов России и за рубежом.
Открытка быстро стала самым популярным видом почтовых отправлений и самым ходовым сувениром – только в 1912 году Крым посетили для лечения и отдыха не менее миллиона человек. Фотографические виды увозили с собой «на память», с помощью открыток сообщали о своем благополучном прибытии на курорт, делились впечатлениями и обменивались новостями. С течением времени появилась специализированная «открыточная» полиграфическая промышленность и фотоиндустрия – разумеется, это стало возможно только после отмены государственной монополии на выпуск почтовых бланков.
Впрочем, это все позже. К началу XX века открыток было еще не так много, и Василий Сокорнов не только поправил свои материальные обстоятельства, но и стал широко известен в Крыму, обеих столицах и за границей.
1900 г. Бронзовая медаль на Всемирной универсальной выставке в Париже.
1903 г. Большая серебряная медаль на 1-ой Международной фотографической выставке в Петербурге.
1908 г. Малая серебряная медаль на Международной фотографической выставке в Киеве.
В 1908 году художника приняли в ряды Русского фотографического общества, членство в котором позволяло свободно фотографировать по всей России и давало скидки при приобретении фотоматериалов.
Снимки Сокорнова приобретали различные издательства для исполнения видовых открыток, хотя не всегда в издании указывали имя фотографа. Но, несмотря на растущую популярность, жил Василий Никандрович но-прежнему замкнуто, много работал. В редкие часы отдыха возился в маленьком садике у дома, где росли слива, виноград, огромный орех — плодов с него хватало на всю зиму.
Начало Первой мировой войны положило конец золотому веку. Как и многие российские фотографы, В.Сокорнов начинает испытывать острую нехватку фотоматериалов: до войны рынок был практически полностью обеспечен продукцией немецкого производства. Грянувшая революция и гражданская война практически свели доходы фотоателье на нет, однако, преодолевая трудности, оно продолжало работать до 1927 года, когда все частные фотографические заведения были ликвидированы. 62-летний фотограф оказался безработным.
В 1928 году В. Сокорнов был принят на работу в только что образованное в Ялте государственное издательство «Крымиздат». Художник стал создателем и его логотипа, представляющего собой восходящее солнце. В это время издательство десятками тысяч переиздавало открытки с сокорновскими «Видами Крыма», что давало фотографу некоторые надежды на обеспеченную старость. К сожалению, им не суждено было сбыться. В соответствии с изданным в том же году постановлением ЦИК СССР, срок авторского права на фотоснимки был сокращен до пяти лет, и то только для фотоснимков, на которых были указаны фамилия и место жительства автора, год выпуска открытки и другие данные. По истечении же этого срока государство за символический гонорар в принудительном порядке выкупало права на фотоработы. Таким образом, в 1930 году в Крымиздат перешло более 1300 авторских негативов В.Н.Сокорнова. Впоследствии с них были сделаны снимки, которые вошли в фотоальбомы, неоднократно издававшиеся многотысячными тиражами.
Будучи человеком преклонного возраста, Василий Никандрович продолжает преданно служить советской культуре. В 1937 г., когда в нашей стране проходили юбилейные торжества, посвященные 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина, Сокорнов вместе со своим учеником И. Я. Голобородько подготовил диапозитивы к лекции о Пушкине. В том же году был принят в члены Художественного фонда СССР.
В тот же год на Всекрымской фотографической выставке в Симферополе было представлено 50 фотографий Сокорнова, которые получили самые высокие оценки специалистов, а выставка впоследствии экспонировалась во многих городах Крыма. Спустя два года многолетний труд талантливого фотографа и художника Сокорнова был отмечен особо: по ходатайству коллег, сотрудников издательства, фотографов и профсоюза кино- и фотоработников для него была установлена академическая пенсия республиканского значения.
И, кажется, возраст уже солидный, и потрудился достаточно, а он весь в действии: готовит 25 лучших своих негативов для Академии художеств. Осуществить дар помешала Великая Отечественная война.
Вскоре после освобождения Крыма был восстановлен и открыт Алупкинский дворец-музей. Его посетители — в основном, выздоравливающие раненые из госпиталей. Сокорнов делает фотографии этих первых экскурсионных групп и самого дворца и парка. В 1945 году, пытаясь сохранить свои работы, незадолго до смерти, он подарил Алупкинскому музею 100 своих фоторабот и несколько живописных. Увы, после превращения государственного музея в госдачу все они сгинули безвозвратно. Впрочем, фотограф этого уже не увидел…
22 апреля 1946 г. он скончался и нашел последний приют на старом алупкинском кладбище, где можно до сих пор видеть его могилу…
Творческое наследие В. Н. Сокорнова в настоящее время, к сожалению, очень неполно. Часть работ хранится в фондах Алупкинского дворца-музея. Личная коллекция фотографий и негативов была, видимо, распродана Сокорновым в разные годы. Буквально по крохам у разных людей в Ялте, Алупке скупал И. Я. Голобородько работы своего учителя. В 1980 г. коллекция из 70 фотографий и живописных этюдов, выполненных Сокорновым в Крыму, была передана в Ялтинский краеведческий музей.
Мы, сотрудники музеев, часто обращаемся к фотографии, открытке как к историческому документу. Часто говорим: «Такой была Ялта в прошлом, такой ее видели Чехов, Горький, Леся Украинка…» .
Вот она, старая Ялта, Сокорнова: нарядные дамы в длинных платьях и широкополых белых шляпах, со светлыми зонтиками — у набережной, мужчины в белых панамах, светлых костюмах — на деревянных сходнях у Александровского сквера. Вдали старый город на Поликуровском холме, а в центре — Иоанно-Златоустовская церковь…
Гурзуф… «Счастливейшие минуты жизни», проведенные Пушкиным, обессмертили маленький поселок на Южном берегу Крыма. Гурзуфская бухта, Аю-Даг, Генуэзская скала, кипарис, который называют Пушкинским, дом, где останавливался поэт,— все это снимал Сокорнов с особым настроением и любовью. Фотографии донесли до нас облик дореволюционного Гурзуфа, четко делившегося на две части — восточную — с мечетью, где дома с плоскими крышами лепились друг к другу, и европейскую —»с прекрасным :парком у моря, церковью, гостиницами, построенными по западным образцам. Вдали Суук-Су. Непривычно современному человеку видеть пустое, каменистое, кое-где поросшее кустарником место там, где сейчас высятся корпуса лагеря «Артек».
Большую ценность представляют фотографии Сокорнова, запечатлевшие дворцы, усадьбы, имения Южного берега Крыма. Архитектурный облик Крыма меняется. Меняется назначение и использование прекрасных архитектурных сооружений.
Особое место в творческом наследии талантливого фотографа занимают портреты. Известно, что людей он не снимал. Исключение делал только для тех, с кем был дружен. Среди немногих портретных работ Сокорнова есть уникальные фотографии профессора А. А. Боброва, который организовал детский костно-туберкулезный санаторий в Алупке, доктора П. В. Изергина, работавшего в этом санатории с Бобровым, а после смерти Боброва долгие годы руководившего этим лечебным заведением.
Большинство работ Сокорнова посвящено природе Крыма — он сам считал своим призванием фотопейзаж. Его пейзажные снимки восхищают и сейчас не только техническим исполнением, но и необычностью композиции, лиричностью. Сохранились его ночные пейзажи — «Ночь на море», «Ноктюрн», «Лунная ночь в Симеизе» и другие (кстати съемка выполнялась днем, против солнца).
В своих работах Сокорнов мастерски показывает разные состояния природы: море — в штиль и шторм, горы, покрытые снегом или с облаками, кипарис в Алупкинском парке, увитый глицинией, тысячелетний дуб в Массандре.
Интересен снимок, воспроизведенный в открытке «Крым. В горах над Алупкой». На переднем плане — причудливо изогнутая крымская сосна, дальше — морской мыс с редкими строениями и светлая полоска моря до самого горизонта. Открытка выпущена издательством Комитета попечения о сестрах милосердия Красного Креста. (Одно из самых крупных издательств России. За 20 лет своего существования, с 1898 до 1917 г., выпустило 6406 названий открыток). В журнале «Открытое письмо» за 1904 год указывалось, что талантливый фотограф В. Н. Сокорнов представил свои прелестные виды Крыма в исключительное пользование» упомянутого Комитета. В журнале помещены были две фотографии В. Н. Сокорнова: «Горный пейзаж близ Алупки» и «В горах над Алупкой». Это были одни из первых открыток, выпущенных издательством о Крыме.
Зинаида Левицкая.