Первое описание села

В 1754 году вышло в свет первое описание села в историческом сборнике Анания Фёдорова. Мне, конечно же, захотелось найти это описание – большое или маленькое оно было бы, неважно! Удача пришла, и я смогла увидеть этот древний труд полностью. Не скрою, что подробно прочла лишь «Предуведомление» автора и текст, где упоминается наше село. Кто же автор? И что же написал он о нашем селе?

Ананий Фёдоров родился в Суздале в семье священника. Точные даты его жизни неизвестны, родился он около 1711 – умер около 1763 года.

 В 1742 году получил сан священника и был назначен старшим ключарём главного Рождественского собора города. В конце 1740-­х годов по поручению епископа занимался сбором исторических сведений о суздальских святых Фёдоре и Иоанне. Работа оказалась большой: Епископ Федор умер в начале XI века, а епископ Иоанн – во второй половине XIV. Сколько же летописей пришлось за короткий срок (несколько месяцев) священнику А.Федорову перелопатить, сколько всевозможных преданий выслушать, сопоставить факты и домыслы и сделать определённый вывод! 

 Доклад владыке Федоров сделал в ноябре 1749 года. Вот с этого труда началось собирание материалов, изучение и осмысление многовековой истории Суздаля. Пять лет прошло, прежде чем историк закончил свое «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале». Сочинение в 3-х частях охватывает период от первых известий о Суздале до середины XVIII века. В него вошли сведения об истории основания города,  правителях Суздальского княжества,  городских и церковных строениях,  географии, улицах и жителях города. Отдельная глава написана об окрестностях города. Уезд представлен четырьмя десятинами: Опольской, Зарецкой, Дорской, Решемской и двумя городами – Суздалем и Юрьевом-Польским. Ни о каких станах, волостях и не упоминается. Всё это, значит, было ещё в делении уезда впереди. Вот какая старина…

А. Фёдоров дал полный перечень сёл, входящих в уезд, и охарактеризовал некоторые наиболее значительные из них, том числе и наше Васильевское. Относилось оно к Дорской десятине Суздальского уезда. Он пишет так : «В той десятине знатные сёла имеются: Лежнево, Кохма, Иваново Черкасских, Горицы и Дунилово, Васильевское Черкасских, Парское, Кузнецово, Китово, Чечкино, Богородское, Юрчаково, Телешово…». Название десятины происходило от двух Дорок, были Дорки Большие и Малые.

Обширный труд был воплощен в рукописном виде. Было сделано, думается, немало списков — копий другими переписчиками. А вот ждать печати пришлось ровно 100 лет!

В 1825 году работа А.Фёдорова была затребована в Академию наук в Санкт-­Петербург, где с неё сняли две копии: одну для Академии, другую – для Румянцевского музея древних рукописей в Москве. На этом дело кончилось.

В 1851 г. на страницах «Владимирских губернских ведомостей» появился очерк «Анания Федоров», написанный его правнуком Егором Знаменским, который привлек внимание к незаслуженно забытому историку и его неопубликованному «обширному труду» по истории Суздаля. Труд А.Фёдорова  был опубликован в 1855 году во «Временнике Общества истории и древностей Российских» по инициативе Я.А.Соловьева, отыскавшего список 1846 года у священника суздальской Смоленской церкви Иоанна Грацилевского. Подлинную рукопись (оригинал) найти не удалось. До сих пор. 

Вот копии титульного листа издания 1855 года и Предисловие автора с сохранением орфографии написания. 


«Историческое собрание

о богоспасаемом граде Суждале

ключаря тамошнего собора Анания Фёдорова.

О построении и о именовании его, и о бывшем прежде в нём Великом Княжении, и о прочем к тому потребном ради любопытных, собранное из различных показаний вкратце.









Предуведомление.

Узрев сей моего скудоумия труд, (ежели нарещи трудом будет достойно), историческое о граде Суждале в трёх частях собрание, ваше любомудрие прошу не позазрить моей грубости, себе бо ради, и своего токмо ведения и памяти, (а не иных ради мия бытии потребно и во еже во время праздности, от порученного мне дела по должности моей, не бытии ми праздну понеже бо во писанию многому злу научить праздность) сие собирах во едино собрание к тому же и усмотряя потребу возжелавшу бо ми о начале сего града и прежнем его состоянии ведати, и притом опресвященных архиереев, кто, когда , колико и по ком быша в сем граде Суждале, но ничего обстоятельного псаного обрести возмогах где, того ради в различных исторях разсмотре возымех тщание ( ежели не погреших в намерении) во едино место собрати с показанием, где, что и в како  в которых обретается летописцах или историях, показаниях же и сказаниях. И ежели вашим любомудрием благоразсудится бытии сей труд достоин чтения, в том оставляю на ваше изволение, и где что имеется бытии не исправно, прошу духом кротости тое исправити, и мене ко исправлению наставити не отрешися, еже со всеусердием буду аз восприемати. К вероятию же зде собранных всякому оставляю на произволение, како кто соизволит разсуждатя,  в том всяк своему разсуждению да последует. Я ж наименьший истинно объявляю, что сие собирах весма наблюдая, по совести своей без всякого примеса писати истину.

Во окончание же всякого читателя к концу сего собрания предпосылаю, тамо мало нечто ещё наипомянути умыслих.

Всех всегда наименьший раб Суждальского собора ключарь Анания Фёдоров».

 

Начал писать летописец 1846 года октября 11 дня».

А это страница с текстом из этого сочинения и оглавлением, где можно увидеть главы с названиями десятин Суздальского уезда, в том числе и Дорской.