Марова Галина Константиновна

 

 

 

Марова Галина Константиновна

(01.01.1942 – 14.06.2004 гг.) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Родилась  1 января 1942 года в г.Улан-Удэ Бурят-Монгольской АССР, где работали её родители. О них я писала здесь. Весной  1943 года Евстолия Васильевна с детьми уезжает в Васильевское. Шла война, детство было голодное, хоть и не такое, как во многих других семьях. Может поэтому и воспоминания из своего детства остались у неё,  связанные с едой. Вспоминала она, как в детском саду им давали чёрный хлеб с маслом. Слой масла был тонкий, почти прозрачный. Хлеб откусывала так, чтобы масло по хлебу сдвигалось вперёд. Старалась подольше держать это во рту, чтобы всё таяло постепенно…

     Евстолия Васильевна до 1948 или 1949 года работала воспитателем  в Васильевском Детском доме. Часто там бывала и Галя. Воспоминаний немного, но есть здесь. Там же на коллективной фотографии детей и сотрудников Детского дома есть и маленькая Галя ( девочка с большим кружевным воротником в нижней части фото слева).

      В школьные годы была активисткой, любила художественную самодеятельность, отлично пела и танцевала. Вот, что можно прочитать в старой газетной заметке «У жителей города дружбы» с областного слёта ивановских пионеров:

 «…о каждом из них можно рассказать много интересного. Всю зиму они готовились к слёту. Сначала соревнования проходили в школах, потом состоялись районные слёты. А победители районных слётов поехали на областной.

… на лужайке «зелёного театра» идёт репетиция – девочка в спортивном платье, гибкая, как лозинка, исполняет танец с лентой. Это Галя Марова из сельской Васильевской школы. Галя очень хорошо танцует, но выбрали её на пионерский слёт не за танцы, а потому, что она – лучший коневод. Вместе с друзьями девочка вырастила колхозу им.Фрунзе двух жеребят орловской породы. Она участница Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. У Гали около 50 трудодней».

     Вот фотография пионерки и выпускницы Васильевской средней школы Гали Маровой, её комсомольский билет, ещё одна газетная заметка. 

И если внимательно её прочитать, то можно узнать происхождение медалей на груди выпускницы Васильевской средней школы. Сохранились её школьные фотографии с одноклассниками. Может быть кто-то узнает себя. 

 

      По окончании Шуйского педагогического института Галина Константиновна по направлению работала в Пучежском, потом в Кинешемском районе Ивановской области. В Васильевское вернулась в 1963 году, учительствовать начала в начальной школе. Среди маститых учителей выделялась молодостью, способностями, честолюбием, потому и была любимой учительницей очень-очень многих детей. Дети даже гордились тем, что учатся у Галины Константиновны. 

«Мы называли Галину Константиновну «мамой Галей», засиживались в классе до позднего вечера и старались запомнить буквально каждое её слово, такими интересными и глубокими по содержанию были её рассказы», —  вспоминали любимую учительницу Марина Фёдоровна Николашина (Дрыганова) и Елена Викторовна Зайцева, также ставшие учителями.

      Была членом КПСС, верила в коммунистические идеалы, была активной общественницей, принципиальной, требовательной. По партийной линии  возглавляла общество «Знание», а это организация лекций и для родителей, и для работников предприятий. В подготовке и чтении лекций принимали участие почти все учителя, темы выбирались педагогические, научно-популярные, политические. Сама в этом была впереди, подавала личный пример!

      Директором стала в 1975 году, приняв эстафету от Заслуженного учителя школы РСФСР Снопова Виктора Ивановича, вручавшего в 1959 году аттестат о среднем образовании юной Гале Маровой. За многими её «четвёрками» тогда в аттестате стояли такие качественные знания, что позволяли ей в дальнейшем вести уроки не только по специальности учителя начальных классов, но и немецкий, русский язык, историю.

      Школа при ней реально была одной из лучших в Шуйском районе по многим показателям. Галина Константиновна была в хорошем смысле слова была честолюбива и добивалась успехов честно и настойчиво, коллектив был «мобилизован» ею как руководителем на реальный результат. Средняя школа была в селе на виду: и связь с совхозом была сильная, и по благоустройству села школьники работали, были и концерты в клубе, и тимуровские дела, и совместная работа с музеем была.

      При ней произошло оформление школьных залов: стенды «Выпускники-медалисты нашей школы», «Они стали офицерами», «Вы ушли из нашей школы прямо в годы грозовые». Они не только украшали школу, и наполняли её содержанием. Велась переписка со всеми выпускниками, служившими в рядах Советской Армии. Каждый из них считал своим долгом писать в школу письма, которые зачитывались на школьных линейках, размещались на стендах.

      При ней во всех школах страны вводилась кабинетная система, оформлялись кабинеты истории, математики, географии, литературы… Оборудование учебных кабинетов требовало больших и общих усилий, затрат времени и материальных вложений. Галину Константиновну очень хорошо знали в магазине учебно-наглядных пособий в Иванове, не все директора школ области так заботились об оснащении учебного процесса. Но это было стимулом к обновлению методики преподавания, давало учителям свежий воздух. Внедрение ТСО расширяло возможности преподавания: показ учебных кинофильмов и диафильмов по всем предметам, разнообразные грамзаписи с художественным чтением, историческими документальными материалами, звуками природы, музыкальными произведениями и многое другое. Особой гордостью в школе стал кабинет физики учителя Адольфа Семёновича Степовича. Высокую оценку ему дал Ф.Г.Паначин – наш земляк, ставший зам.министра Просвещения  СССР, однажды посетивший Васильевскую школу. «Такому кабинету может позавидовать не одна столичная школа»,- сказал тогда он.

      А ещё это было время развития школьных производственных бригад. По договору с Васильевским совхозом школа имела несколько гектаров земли, сельскохозяйственную технику, мастера производственного обучения, кабинет машиноведения. Уроки и практическая работа были обязательными для всех учащихся 9-10 классов. Сдавались экзамены, выдавались Удостоверения о присвоении квалификации тракториста. Школа могла зарабатывать, одновременно принося реальную пользу совхозу, главному «шефу» школы, помогая решать многие вопросы школьной жизни: ремонт, снабжение столовой основными продуктами  питания,  пиломатериалы для уроков труда, транспорт, проведение некоторых мероприятий. При Галине Константиновне эта работа была поставлена на очень высокий уровень. В районе и области ежегодно проводились смотры, слёты производственных бригад, в которых Васильевская школа неизменно была одной из самых сильных.  

          Вела она в средней школе уроки истории, интерес детей и к общей истории, и к истории малой родины она воспитывала своими знаниями, личным отношением, нестандартными формами уроков, использованием ТСО (технических средств обучения), проведением внеклассных мероприятий. Я помню её рассказ о проведении однажды политбоя в старших классах «Какая политическая система лучше – в СССР или США». Это было время «успешного» строительства социализма в СССР и «загнивающего» капитализма в странах Запада, время холодной войны с США. Две команды, вооружившись газетными и прочими доступными материалами, вели «бой», доказывая преимущества и недостатки того и другого строя, задавая вопросы и приводя примеры. Накал страстей был высоким, зрелище интереснейшим, и видимо, команда, представляющая США, оказалась сильнее  или в роль защитники США вошли здорово, но только когда аргументы у защитников СССР закончились, «нашими» была произнесена фраза «Ну и уезжайте в свою Америку!», поставившая жирную точку в этом «бое». Жаль, я не запомнила автора этой фразы! 

                   

 

       Директором она проработала 10 лет, потом была завучем школы. Учитель математики и практически бессменный председатель местного комитета (профкома) Нелли Васильевна Левицкая вспоминала, как они вместе ходили навещать молодых учителей, приехавших в школу по распределению, налаживали их бытовое устройство, помогали безболезненно влиться им в школьный коллектив, в непринуждённой обстановке анализировали школьную жизнь, давая полезные советы. 

 

       Галина Константиновна имела непосредственное отношение к созданию в начале 70-х годов Музея истории села, а с момента его открытия в 1974 году, стала организатором совместной работы школы и музея. Первым общественным директором музея была её мама – Теремова Евстолия Васильевна, от которой руководство работой музея перешло к ней в 1988 году. 

      Тогда же она перешла работать в Детский дом сначала учителем истории, а потом завучем. О ней очень хорошо вспоминают все воспитатели, так как она умело налаживала многие вопросы не только учебной, но и хозяйственно-бытовой работы школы-интерната.  Например, Людмила Сергеевна Корчагина вспоминала: «Для неё было немыслимо остаться в стороне от человека, тем более от своего единомышленника. Помню, как она сразу обрела уважение детей и сотрудников. Она замечала даже самые небольшие наши профессиональные успехи и никогда не забывала поблагодарить, поощрить». Директор, работавший при ней в те годы, был приезжим, а она была всегда на месте, рядом и в выходные дни, и по вечерам. Надёжна и отзывчива, как везде и всегда!  

   

      А в 1995 году перешла на работу в отдел культуры администрации Шуйского района, возглавив новое дело в родном селе – создание Дома ремёсел. В здание бывшей начальной школы переехал и музей, да и библиотека. И появился в селе культурный центр. Её работа всегда была на виду, ей это нравилось, но накладывало ответственность за все слова, дела, поступки. И эту ответственность она несла всю жизнь, и не только за себя и дело, но и за людей, с которыми жила и работала. Быть с ней – значило быть как  за каменной стеной. 

      В январе 2012 года в музее была встреча, посвящённая дню её рождения, ей бы исполнилось 70 лет. Пришли те, кто знал и уважал Галину Константиновну, в душе которых она оставила хороший след. Звучали стихи, музыка,  воспоминания… Было очень приятно увидеть вскоре на страницах наших «Шуйских известий» статью «За всё тепло вам воздано теплом, за всю любовь отвечено любовью…», в конце которой написано так:

      

      Она старше меня на 14 лет. Вот как это выглядело вначале. Близко мы сошлись, когда я начала сама работать учителем. Разговоры о внеклассной работе, организации самоуправления школьников, были бесконечными. Хочу отметить, что в Васильевской школе эта работа была на высоком организационном уровне, многое я брала на заметку. Экскурсии по школьным кабинетам подтолкнули и меня, начинающего учителя, к широкому использованию кодоскопа (графопроектора), впервые в Васильевской школе я увидела самодельные кодопозитивы на стеклянных пластинках, широко применяемых учителями Степовичем и Буковой. По примеру кабинета физики Васильевской школы и я оборудовала пульт дистанционного управления всеми ТСО и автоматической системой работы штор затемнения. 

      Благодаря ей состоялся благополучный переезд моей семьи в 1993 году в Васильевское. Она нас поддержала, помогла устроиться на новом месте жительства. И не было дня, чтоб она не зашла к нам. А как рада была Евстолия Васильевна, говорила: «Как хорошо, Галя теперь не будет одна». И была права, много лет хорошо было от этого и нам, и ей. Как мне не хватает её до сих пор! Как довольна она была моим увлечением краеведческой работой, верила, что и Дом ремёсел мне будет по плечу. А вот мой уход с этой работы, знаю, не одобрила бы. 

      Несмотря на общительность, отзывчивость, Галина Константиновна была внутренне закрытым человеком. Никогда никому не жаловалась. А вот с ней можно было обсудить любые неурядицы, конфликты. К ней частенько приходили люди, чтобы посоветоваться, как поступить. Была она и тактична, и дипломатична.   И советы она давала всегда правильные, так хорошо она разбиралась в людях и вообще в жизни. Нас иногда даже подавляла, когда мы по молодости спорили. Всегда оказывалась права. Поразительно! 

      Она была очень практичным человеком. Умению расходовать деньги мы учились у неё. Передовой она была и в смысле приобретения бытовой техники. В их доме одном из первых появились и телефон, и телевизор, и стиральная машина с холодильником. Немало и путешествовала. Неоднократно ездила отдыхать на Чёрное море, была в туристических поездках на Украине, в Закавказье, в Москве, Ленинграде, в Польше и ГДР. Всем этим она сильно выделялась в селе. 

      Она очень хорошо всегда одевалась. И фигуру хорошую имела, и вкус в одежде. В нашем сельпо в дни привоза (во времена жуткого дефицита!) ей удавалось и импортную одежду достать, и подписку на собрание сочинений оформить. Уважали её, понимали значимость её работы для села.

      Была непререкаемым авторитетом не только для нас, но и для наших детей. Мы с сестрой не могли без Васильевского. Всё лето каждый год, все каникулы мы с удовольствием проводили в селе. Никаких пионерских лагерей, ни болтания в городе не любили. Даже сын мой в детстве, когда его спрашивали: «Где лучше — в Иванове или в Шевченко?»,  неизменно отвечал: «В Васильевском!».  Детей наших она можно сказать пестовала. И для них у неё были в запасе всякие вкусности. Сколько подарков им делала, но не баловала, была к ним строга, приучала к труду. Очень жалела внука Антона. Тётю Галю все они уважали. 

      Дома всё у неё было по плану: заготовка дров, огородные работы,  ремонты в доме, соленья-варенья, и  никакой суеты, аврала, безделья. Вот готовить не любила. Научилась печь пироги и ватрушки в печке только тогда, когда мама её начала отходить от домашних дел. И пекла это не хуже Евстолии Васильевны. Научилась потому, что надо было научиться, ведь эти угощения были для гостей в их доме обязательными. 

      Очень правильная была во всём. Для нас она была настоящим примером. Была очень мужественной, сильной. Немало жизненных потрясений ей пришлось пережить. Так себя вела, что даже когда подступила коварная болезнь, мы до последнего не верили, что она умрёт. Умение переносить страдания потрясающее!

      В конце 2003 года была издана первая хоть и небольшая книга «Васильевское. Это село было, есть и будет». Над ней она работала часто уже лёжа, силы уходили. Весной 2004 года она жила надеждой на операцию. Говорила, что ей до этого надо сделать три дела: провести газ в дом, отметить 30-летие музея и дождаться из армии внука Антона. С установкой газового отопления она, конечно же,  справилась,  18 мая состоялось празднование юбилея музея, а 14 июня её не стало…