Авторские описания села




И  в заключение привожу два авторских описание нашего села. Первое более у всех на слуху, ведь я имею в виду книгу нашего шуйского краеведа Владимира Борисова и его знаменитый труд «Описание города Шуи и его окрестностей», изданной впервые в 1851 году. А второе описание более  на виду, так как довольно широко распространены иллюстрации к нему.

 Итак, вот страницы из книги  В.Борисова: 

Говоря здесь о книге В.Борисова, считаю необходимым указать Реестр актов из собрания В.А.Борисова и Я.П.Гарелина о селе Васильевском периода 1619-1712 гг., составленный исследователями наследия нашего знаменитого Шуйского краеведа.

 

Такой же реестр имеется и по селу Дунилово.

А вот текст В.Боярченкова  и две из 4-х иллюстраций к нему из журнала «Родина» № 20 за 1901 год:

Перед Вами фотокопии страниц Российского журнала «Родина» из  №20 за 1901 год статьи  о селе Васильевское. Нашла я их в фотоархиве Степовича А.С. На снимках  видна исправленная кем-то ошибка в принадлежности села Владимирской, а не Нижегородской губернии. Автор В.Боярченков, по-видимому, был сотрудником этого журнала. Статья сопровождается четырьмя рисунками — гравюрами с лучшими видами нашего села. Текст интересный, автор восторженно описывает  село:

«…реки Матни, которая берёт начало неподалёку от села, вытекая из трёх ключей, огибает село довольно извилистым полукругом  и придаёт великолепный вид всей местности», «Картина кладбища великолепна и поэтична. Всё оно полно вековых берёз, между которыми через решётку каменной ограды виднеются кресты и могильные памятники».

Есть в ней и по-настоящему интересные сведения, думаю, что они достоверны.

Так, автор  пишет: «По легендам и здесь, как в недалеко отсюда лежащем Муромском лесу, был своего рода разбойник, который не давал никому ни проезда, ни прохода. И наводил на проезжающих страх». Об этом же я читала в материалах И.В.Шлепина, он пишет: «По Аракчеевскому тракту перегоняли ссыльных, были и грабежи, чем особенно славились две деревни: Зубиха и Пшенисново. В народе появилась поговорка «Пронеси, Господи, Теличку, Пшеничку да Овражий Рожок».

«Посередине села большая площадь, на которой находятся Никольский, Грузинский и Троицкий храмы. Последний очень богатый, с пятью главами, блестящими на солнце, с украшениями и замечательной итальянской живописью. Снаружи с 4-х сторон под самой кровлей на нём изображены 12 членов символа веры в картинах».



Это очень необычный способ наружного украшения храма, чаще используют фрески, и хотя фресками наш Троицкий храм был немало расписан снаружи, но картинная живопись – это что-то!  Чем было вызвано такое решение наших предков, история умалчивает. Может захотели местного эксклюзива? Но следы этого украшательства и сейчас можно видеть на прежнем месте. Посмотрите на указанное место расположения картин, и вы увидите там остатки огромных деревянных подрамников! 



«Выше упомянутые храмы обнесены высокой каменной оградой. С одной стороны к ограде выходит улица с лучшими домами, а с другой её огибает очень большой пруд, вырытый во время крепостного права крестьянами, которые в последнее время принадлежат Графу Шереметеву. Ранее пруд был обнесён срубом и кругом усажен ракитами, но теперь от сруба нет и следа, он частью заплыл илом, а частью унесён весенней водой. Некоторые ракиты сохранились, и на них гнездятся в большом количестве грачи. За прудом раскинулась деревня Запрудье, которая так близко прилегает к селу, что вполне входит в его состав. Некоторые улицы села вымощены и довольно чисты. В селе имеется торговый и гостиный двор и большие магазины». Вот вам и история пруда, только год начала его строительства не указан, а было это после большого пожара в селе в 1770 году. Пруд наш не только украшение, но  памятник истории!